ГЛАВНАЯ
14.05.2024 г. 22:37
 
 
МЕНЮ
ГЛАВНАЯ   ВСЕ НОВОСТИ   КХЛ   НХЛ   ЕВРОТУР   ЧЕМПИОНАТ МИРА   ОЛИМПИАДА   
МОЛОДЕЖЬ   ВИДЕО   ХОККЕЙ И ТВ   ССЫЛКИ   АРХИВ   ТУРНИР ПРОГНОЗОВ   РАЗНОЕ

КХЛ-2023/24:  РЕЗУЛЬТАТЫ   ТАБЛИЦЫ   КАЛЕНДАРЬ
НХЛ-2023/24:  РЕЗУЛЬТАТЫ   ТАБЛИЦЫ   КАЛЕНДАРЬ   

YOUTUBE:   НАШ КАНАЛ     ФОРУМ:   ФНХ    КОНТАКТЫ:   Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script



Анкета "Советского спорта": Отцы и дети
10.10.2007 г. 14:34

Виктор Александров – далеко не единственный наследник знаменитых хоккеистов в суперлиге. Корреспонденты «Советского спорта» попросили сыновей известных мастеров порассуждать на вечную тему «Отцы и дети».

1. Стали бы вы хоккеистом, если бы не отец?

2. Самый ценный совет отца, который пригодился вам в жизни?

3. Кто бы победил в противоборстве отца и сына?

4. Хотели бы вы, чтобы отец стал вашим тренером?

5. Ваше самое яркое детское воспоминание об отце?

Дмитрий ЧЕРНЫХ, нападающий «Нефтехимика», сын центрфорварда «Химика» Александра ЧЕРНЫХ – олимпийского чемпиона-88, чемпиона мира и Европы-89:

1. Все равно бы стал хоккеистом. Как такового выбора у меня и не было. Ведь я родился в Воскресенске, город это маленький и кроме хоккея там ничего нет.
2. Советы отца постоянно помогали мне в жизни. Но главный, наверное, «всегда верить в себя и в свои силы».
3. Конечно, отец. Это бесспорно. Возьмите мои спортивные результаты и сопоставьте с достижениями отца. Он на данный момент намного меня опережает.
4. Нет, не хотел бы. Считаю, что это не очень хорошая практика.
5. Я не помню, к сожалению, как он играл. Маленький совсем был. Но в память запала картинка, как я радовался, когда папа чемпионат мира выиграл в 1989 году.

Сергей ГИМАЕВ, защитник «Северстали», сын защитника ЦСКА Сергея ГИМАЕВА:

1. Отец поставил меня на коньки, отдал в хоккей. Но при этом папа на меня никогда не давил. Одно время у меня с хоккеем не получалось, он тогда говорил: «Делай выбор сам, если не нравится, зачем себя насиловать». Сейчас я счастлив, что стал хоккеистом.
2. Папа любил повторять: «В любой ситуации оставайся человеком, не ломай свой жизненный стержень, не отступай от выбранной линии, поступай по-мужски».
3. Думаю, была бы ничья. Мы оба защитники оборонительного плана. Отец выше меня, физически мощнее. Бросок у него убийственный. В этом он меня сильнее. Но в его времена хоккей был другим, защитники имели больше возможностей в силовой борьбе, единоборствах. У меня тоже есть козыри: думаю, я побыстрее отца.
4. Скорее нет, чем да. Если отец тебя тренирует, то ты, несмотря на очевидные плюсы, не совсем комфортно чувствуешь себя в коллективе, среди ребят. В такой ситуации я оказался в ЦСКА-2. Лучший вариант, когда папа – твой личный консультант.
5. Запомнилось, что отец меня никогда не ругал. Только подсказывал. Я рад, что сейчас папа сменил место работы. После ухода из хоккейной школы ЦСКА, где он был директором, отец зажил полноценной жизнью, себе в удовольствие. Играет за ветеранов, комментирует хоккей на ТВ. Я горжусь своим отцом. А на первую свою серьезную зарплату я купил ему «Мерседес», на котором он сейчас и ездит.

Егор МИХАЙЛОВ, нападающий новокузнецкого «Металлурга», сын капитана ЦСКА и сборной СССР Бориса МИХАЙЛОВА:

1. Думаю, что нет. У нас дома было столько маленьких сувенирных клюшек, которые коллекционировал отец. Они мне часто заменяли игрушки.
2. Отец дал мне один ценный, но на первый взгляд странный совет: «Не надо зацикливаться на прошлом. Если после каждой игры будешь переживать, вспоминать ошибки, ничего в хоккее не добьешься. Не забить мне 700 с лишним голов, если бы я постоянно вспоминал об упущенных моментах». Выводы делать надо, но жить прошлым – ни в коем случае.
3. Конечно, отец! Он и я – это небо и земля.
4. Комплексов у меня по этому поводу нет. В 16 лет я пришел в команду мастеров СКА, которую возглавлял отец. Только поначалу чувствовал себя неуютно, когда кто-то из ветеранов начинал жаловаться, что тренер не дает ему игрового времени, а этому юнцу, наоборот, дает. Косые взгляды в мою сторону исчезли, как только партнеры увидели, что Борис Михайлов требует с меня не меньше, а даже больше, чем с остальных.
5. Мне вспоминается победный чемпионат мира-93 в Мюнхене. Мы поехали в Германию всей семьей – с мамой, старшим братом. И вот решающий матч со шведами. Звучит финальная сирена. Я, 15-летний паренек, с трибуны лечу на скамейку запасных. А полицейский не пускает. Я в отчаянии. И тут меня замечает отец, машет охраннику рукой, тот берет под козырек. Через мгновение я на скамейке, без ума от счастья.

Михаил ВАРНАКОВ, нападающий «Торпедо», сын форварда «Торпедо» чемпиона мира-86 Михаила ВАРНАКОВА.

1. Никто никогда не заставлял меня идти в хоккей. Но этой игрой была пропитана вся атмосфера в нашем доме. Все разговоры о хоккее, по телевизору – вечно хоккей. Клюшка – любимая игрушка. Без него я своей жизни просто не представлял! Получается, что никто вроде и не понукал, но и выбора другого не было…
2. Отец учил, что в жизни игрока бывают разные моменты. Можно неделями не попадать в состав, долго не забивать… И продолжать упрямо делать на площадке все, что умеешь. Вот это мне действительно пригодилось.
3. Я бы побился с батей. Зная его характер, скажу, что и он тоже. Отец даже в детстве, когда меня маленького на каток водил, поддаваться не любил. В полную силу, конечно, не играл, но в те годы мне ни разу не удалось его обыграть. Ни единого раза! Он даже в шутку не мог продуть. И характер я от него перенял. Сейчас обязательно взял бы реванш!
4. Так он уже был моим тренером в «Торпедо», целых полтора сезона, когда мы выступали в «вышке». Я его не подводил. И, по-моему, мы были довольны друг другом. Так что случись такое снова – был бы не против поиграть в отцовской команде.
5. Я не помню всех матчей отца, на которые ходил в детстве… Они все слились в одну бесконечную игру… Помню, только, что ужасно гордился, когда над трибунами гремело: «Шайбу забросил Михаил Варнаков!»

Игорь МАКАРОВ, нападающий СКА, сын защитника «Крыльев Советов» Сергея МАКАРОВА, бронзового призера чемпионата СССР-89:

1. Выбора у меня не было. Уже в три года я стоял на коньках, которые мне купил папа. Дедушка с мамой водили меня в Сетунь на каток, что рядышком с Дворцом «Крылья Советов». Можно сказать, семья предопределила мою судьбу.
2. «Работа никогда не проходит даром» – эту фразу всегда любит повторять отец. Да и дед мне постоянно внушал, чтобы я никогда не останавливался на достигнутом и ставил все время новые цели. Дедушка же у меня в прошлом тоже хоккеист – выступал за куйбышевский СКА и московское «Динамо».
3. Отец был грамотным защитником, катался здорово. Но я бы его все равно обыграл «один в один»! Подпустил бы поближе, прокинул шайбу между ног – и убежал.
4. Без разницы. В прошлом году отец был моим тренером в СКА. Правда, не главным. Но доставалось мне по полной программе. Папа – главный мой критик.
5. Как-то в юности, когда я выступал за «Крылья-87», родители играли против своих детей. В Сетуни такие матчи практиковали многие годы. И мы с отцом устроили показательную драку. И до того натурально разыграли, что все подумали, что мы всерьез кулаками машем. Народ перепугался сначала, а потом разняли нас. В общем, повеселились от души.

 

Борис Михайлов: Я знаю, что такое быть отцом хоккеиста...

Есть расхожее мнение, что природа отдыхает на детях гениев. Так ли это? С одной стороны, сразу и не вспомнишь пример, когда сын знаменитого хоккеиста смог хотя бы приблизиться к достижениям отца. Не говоря уж о том, чтобы их превзойти. Разве что снайпер Бретт Халл в НХЛ, наследник знаменитого Бобби Халла, с которым сборная СССР соперничала еще в середине 70-х. А с другой – надо учитывать временной фактор. Мы играли в одну эпоху, а наши дети – совсем в другую…

Я своими детьми горжусь и доволен, что они пошли по моим стопам. Старший, Андрей, став чемпионом страны среди молодежных команд, выбрал карьеру тренера. Уже 15 лет он работает на этом поприще. И, считаю, успешно. Когда я возглавлял СКА, Андрей был моей опорой. Сейчас он главный тренер юношеской сборной России – ребят 1992 года рождения.

Мой младший сын, Егор, как и я, нападающий. Играл за СКА, «Магнитку», ЦСКА. Сейчас – в «Кузне».

Обоим тяжело, потому что все их сравнивают с отцом. Думают, что они непременно должны повторить мои достижения. Но в новую эпоху это невозможно! И еще часто задают вопрос, а каково тренировать родного сына. Отвечу: непросто. Есть один пикантный момент. Порой в раздевалке обстановка накаляется, игроки вспоминают тренеров недобрым крепким словцом. А как это сделаешь в присутствии сына главного? А вдруг он папе «настучит»? Егор не из таких. Из него слова лишнего клещами не вытянешь. На все мои вопросы у него один ответ: «Все нормально». Да и советам моим он следовал далеко не всегда. Когда Егор переходил из СКА в «Динамо», я был против. Говорил ему: «Не твоя это команда». Но он не послушался…

Очень было обидно, когда главный тренер ЦСКА Вячеслав Быков отказался от услуг Егора после окончания прошлого сезона. Согласен, в родном клубе он мало забивал, но пришел-то сын в ЦСКА в разгар чемпионата, да еще едва залечив травму. Ему просто не хватило времени на адаптацию в новой команде. В Новокузнецке дела у Егора пошли в гору. Он вновь почувствовал вкус гола, доверие тренера.

Схожая ситуация и у партнера Егора по тройке – Виктора Александрова, сына известного нападающего Бориса Александрова. Я полгода тренировал Виктора в СКА, однако моему сменщику (Юрию Леонову. – Прим. ред.) Александров не понравился, и он посадил его в глухой запас. Помню папу Вити, очень неуступчивого форварда. В молодости он был трудно управляемым, со своим особым, оригинальным мнением, бесстрашным на льду и безмерно талантливым. При этом Бориса любил сам Тарасов.

Увы, «роман» Александрова-старшего с ЦСКА оказался недолгим. Нашу команду возглавил другой тренер, которому нужны были лишь те, кто ему не перечил. Пришлось Борису уйти в «Спартак» к Борису Кулагину, а потом вернуться в родную «Устинку» (усть-каменогорское «Торпедо». – Прим. ред.). И везде он сохранял свое лицо, много забивал. Впоследствии Борис остепенился и стал образцовым отцом и сильным тренером, успешно возглавлял сборную Казахстана.

Как же все-таки похож на него сын Виктор! И на льду, и в жизни. На площадке он, как и отец, бесстрашен с соперниками и колюч. И за пределами площадки бесшабашный, только в наше время этим уже не удивишь. Вернувшись в Новокузнецк, где начиналась его большая карьера, Александров-младший, видимо, решил доказать, что его неудачи в Питере лишь эпизод, стечение обстоятельств. А парень Витя решительный, волевой и очень талантливый. Вот и пошли голы. Не случайно, что в последних матчах он в «Кузне» капитанит.

Если у Александрова и Михайлова все складывается удачно, то этого не скажешь еще об одном сыне знаменитого отца – Александре Дроздецком. Я, работая в СКА, восхищался этим нападающим. Он — вылитая копия отца за исключением одной «малости»: Николай при всей своей оригинальности был командным игроком, а Саша – чистый индивидуалист. В этом корень всех его бед…


Отдыхает ли природа на детях гениев? Подвиги лучшего бомбардира суперлиги Виктора Александрова опровергают негласное правило

Пять лет назад погиб его отец, четыре года назад смерть настигла старшего брата… Минувшим летом после долгих странствий по городам и весям он вернулся туда, куда его в первый раз пригласили из ставшей родной «Устинки» – в новокузнецкий «Металлург». И теперь Виктор Александров – лучший бомбардир суперлиги…

…31 июля 2002 года на трассе Уфа – Челябинск погиб отец Виктора – знаменитый форвард ЦСКА, «Спартака» и сборной СССР Борис Александров. Автомобиль БМВ, которым он управлял, выехал на встречную полосу и столкнулся с «Волгой». В тот день отец торопился на турнир в Уфу, посмотреть на сына, игравшего тогда за «Спартак»…

В 16 лет Виктор остался без отца, но не сломался, не закончил с хоккеем, хотя такие мысли его посещали не один раз. И уже в нынешнем сезоне на небосклоне суперлиги засверкала новая звезда. Хочется надеяться, что она будет светить так же долго и ярко, как когда-то звезда его отца.

– Наверное, моя судьба была предрешена еще до рождения, – вспоминает Виктор Александров. – Хотя до 12 лет я совмещал хоккей с футболом. Меня даже в футбольную сборную Тушино брали, звали в «Спартак», ЦСКА. Но все-таки любовь к шайбе перевесила. Да и папины медали с кубками манили…

Прекрасно помню свои первые коньки: двухполозные, которые отец привязывал к валенкам. У нас в Усть-Каменогорске во дворе была небольшая ледовая коробка. Помню, годика в четыре папа первый раз поставил меня на коньки. Взял за руку и медленно катал, чтобы я, не дай бог, не упал. Все детство – сплошной хоккей. Я даже по квартире любил носиться с клюшкой и шайбой…

ДВОР, ВАЛЕНКИ, КОНЬКИ

– Говорят, ваш дедушка тоже очень любил хоккей…

– Да. Он очень много сделал для того, чтобы из папы получился классный хоккеист. Я, к сожалению, его живым не успел застать. Но отец рассказывал, что это был потрясающей воли человек. Несмотря на то, что во время войны дедушка остался без ноги, он каждое утро вместе с бабушкой вставал в пять утра и шел заливать лед во дворе.

– Непросто быть сыном великого хоккеиста?

– Нелегко. И болельщики, и партнеры всегда ждут от тебя чего-то большего. Если не получается – подтрунивают: «Ну, как же, сын великого, а ничего не может». Часто доводилось слышать в свой адрес, что на детях гениев природа отдыхает. Но я всю жизнь доказывал и доказываю, что такого правила нет.

– Как вы в юности оказались в ЦСКА?

– Отец тогда уже закончил играть и работал в Москве в автосервисе, вот и отвел меня в шесть лет в армейскую СДЮШОР. Там занимался до 12 лет, а потом папа забрал меня в «Торпедо» из Усть-Каменогорска, где ему предложили возглавить первую команду.

– Там отец стал вашим тренером. Наверное, и требовал больше, чем от других?

– Постоянно любил повторять: «За твою плохую игру придется краснеть мне, а не тебе». Уже в 14 лет папа стал подпускать меня к команде мастеров. Как тренер и как человек в обычной жизни отец был одинаковым. Мужиком, одним словом. Правда, никогда не позволял себе орать на подопечных. Мог, конечно, что-то сказать в жесткой форме. Однако чаще его суровый взгляд был действеннее любых слов. Но дома мне порой приходилось получать за всю команду, если проигрывали. Что удивляло, папа никогда не пользовался своей популярностью. Был очень стеснительным человеком.

РЫБАЛКА, КОРАБЛЬ И «ПОРШЕ»

– Говорят, Борис Александров был заядлым рыбаком?

– Верно. Как выходной, так он с удочкой и сетями уезжал на рыбалку. Любимым отдыхом для него были поездки на дачу, которая находится в 120 километрах от Усть-Каменогорска. Там, в Бухрурме, искусственное море, где водится крупная рыба. Я же терпеть рыбалку не могу, а он меня с детства на нее таскал.

– Слышал, что у вашего отца и корабль свой был…

– Самый что ни на есть настоящий: с капитаном и командой! Он его купил и отремонтировал, получился настоящий крейсер. Жаль, что папа так и не успел спустить его на воду. Уже после его смерти сделали это мы с мамой. А судно назвали в его честь – «Борис Александров».

– Есть ли у вас дома личный музей отца?

– Дома в Москве все папины награды хранятся. Есть записи всех матчей Суперсерии-76.

– Вы от отца какие черты характера унаследовали?

– Люблю, как и папа, играть на публику, ярко, с вдохновением. Рассказывали, что он от души играл, так, что сердце екало. Вот и я стараюсь быть не серостью, а самобытным игроком, от которого всегда ждут чего-то больше неожиданного…

Внешне я больше похож на маму – она осетинка, а подбородок и губы, говорят, у меня папины. Что касается характера, то думаю, я такой же вспыльчивый и по-спортивному злой. Да и габаритами на папу похож и тоже крайний нападающий.

– Любовь к автомобилям тоже от отца унаследовали?

– Вот что обожаю, так это машины! Отец же просто с ума от них сходил. В гараже у нас стоял целый автопарк: несколько джипов и микроавтобус. В начале 90-х у папы был красный «Мицубиси» – не машина, а настоящий самолет. У меня же сейчас внедорожник «Порше Кайенн».

БРАТ, ДРУЗЬЯ И МЕЧТА

– А ваш старший брат занимался хоккеем?

– Да. Алан в «Устинке» играл. Хотя каких-то особенных данных у него не было, зато лидерских качеств в избытке. За мастеров даже выступал. Он очень тяжело переживал смерть отца. После того черного дня хоккей его перестал интересовать…

(Через год после того, как не стало Бориса Александрова, семье Виктора пришлось пережить еще одну трагедию. Алан, как и отец, попал в автокатастрофу и погиб.)

– Вы – человек с непростой судьбой, потерявший и отца, и брата. Что и кто помогал вам не сломаться и не опустить руки?

– Ребята очень помогли. Федя Полищук, с которым мы тогда вместе были в «Спартаке». Семья Гимаевых. Сергей Гимаев и вовсе мой лучший друг, мы с пеленок вместе. Саша Дроздецкий, также потерявший отца, очень обо мне беспокоился. Пытались отвлечь от переживаний. Семья Крутовых жила со мной в одном доме, тоже опекали меня. Всех, кто помогал в трудную минуту, вспоминаю с особой любовью и теплом…

– Есть какие-то слова отца, которые вы вспоминаете чаще всего?

– Я на всю жизнь запомнил: «Витя, что бы ни произошло в жизни, всегда оставайся мужиком. И делай людям добро, потому что они тебе отплатят тем же, а вот зло вернется к тебе в двойном размере»…

– Отец сейчас порадовался бы. В Новокузнецке в этом сезоне вы раскрылись как нигде раньше, являетесь лучшим бомбардиром суперлиги…

– В «Кузне» мне доверяют, дают много игрового времени. Ведь приглашали сюда на роль лидера. Да и с Егором Михайловым мы сразу общий язык нашли – играем в старый советский хоккей… Раньше молодой был, а не всякий тренер в юнца поверит. Отец – верил, вот у него я лучше всего и играл.

– Мама за вами часто с трибуны наблюдает?

– На всех выездных матчах в Москве и Подмосковье. Она же в столице живет.

– Помнится, когда вы первый раз приехали в «Кузню» в 17 лет, тогдашний директор клуба Олег Гросс обещал сделать вам российский паспорт, хотя вы до этого выступали за сборную Казахстана…

Сейчас я уже россиянин. Года четыре назад был суд. По его решению на меня наложили дисквалификацию. Однако ее срок уже истек. За Казахстан я уже давно не играю, а вот за сборную России могу и хочу выступать. Это было мечтой отца, это и моя мечта!

P.S. Несмотря на то, что Александров сейчас возглавляет список лучших бомбардиров суперлиги, в расширенном списке кандидатов в сборную России на Кубок «Карьяла» его имени не оказалось. Почему? Этот вопрос корреспондент «Советского спорта» Дмитрий ПОНОМАРЕНКО задал главному тренеру россиян Вячеславу Быкову.

– Так Виктор же заигран за Казахстан, – удивился в ответ Быков. – Мы его кандидатуру даже и не рассматривали… Хотелось бы, чтобы ответственные инстанции все же внесли полную ясность с хоккейным гражданством форварда. Если окажется, что он действительно россиянин по спортивному паспорту… В этот раз привлекать Александрова в сборную уже точно не будем. Но если Виктор и дальше продолжит забивать, пригласим его в команду на следующих этапах Евротура.

КСТАТИ

Как рассказал «Советскому спорту» нападающий «Кузни» Егор Михайлов, Виктора Александрова в Новокузнецке в шутку называют олимпийским чемпионом. В память об отце, выигравшем золото Зимних игр-76 в Инсбруке. Александрова-старшего, которому тогда было 20 лет, включили в сборную СССР в последний момент. Уж очень понравилась его игра старшему тренеру Борису Кулагину в знаменитом матче Суперсерии-76 ЦСКА – «Монреаль». Если олимпийское золото для Виктора Борисовича пока что мечта, то побить достижение отца в чемпионатах страны, установленное в «Спартаке» в 1980 году, – 45 (22+23) очков в 43 матчах вполне реально. У капитана «сталеваров» после 14 матчей 16 (8+8) баллов.

"Советский спорт"

  Обсудить последние хоккейные новости можно на нашем форуме



АКТУАЛЬНО

КХЛ 2023/24

НХЛ 2023/24


Рабочее зеркало Leonbets