Для самого молодого
руководителя клуба суперлиги наступили трудные времена. Над его «Ладой» из-за
отсутствия арены на 5500 зрителей нависла угроза вылета из элитного дивизиона.
Когда же в Тольятти начнут обещанную стройку и начнут ли вообще? Об этом
38-летний Александр Чеботарев рассказал корреспонденту «Советского спорта».
ДЛЯ ИСПОЛКОМА СТАНЦУЮ НА СТОЛЕ
– Какая сейчас ситуация со
строительством новой арены?
– В минувший четверг на
совещании у замминистра строительства Самарской области решили, что начинать
стройку нужно уже весной. А до этого на встрече с первым вице-премьером
Правительства РФ Дмитрием Медведевым говорили, что строительство
переносится на конец года. Вот и бегаю сейчас, выясняю, когда же все-таки будем
строить? Все-таки весна и конец года – это разные вещи. Хотелось бы раньше.
Болельщики негодуют, а обманывать их не хочется.
– Ставило ли руководство
новой лиги «Ладе» какие-то условия по строительству дворца?
– Да. Мы должны были
подтвердить намерения по строительству новой арены и дать финансовые гарантии.
Мы это сделали. Дворец реально построить за год и восемь месяцев. Душить нас
никто пока не собирается.
– На последнем совещании
руководителей клубов в ФХР обсуждался вопрос арены?
– Нет, а я и не настаивал.
Когда меня коллеги шепотом спрашивали, я все боялся, как бы президент ФХР
Владислав Третьяк не услышал и не поставил вопрос на обсуждение.
– Если «Лада» не построит
арену, то клуб отправят в высшую лигу?
– Если это произойдет, то мы
устроим на льду акт самосожжения всей команды! В ближайшее время мне придется
убеждать исполком ФХР, что стройка вот-вот начнется. Может, даже танцевать для
убедительности на столе придется.
– Когда последний срок для
«Лады»?
– Александр Медведев
(идейный вдохновитель проекта новой лиги. – Прим. ред.) сказал, что
вопрос по нам будет решаться перед чемпионатом мира.
– Говорят, что большинство
клубов суперлиги настроено против «Лады»…
– Было такое. Мне свое
негативное мнение обозначали сами руководители клубов. Но сейчас никто против
нас не выступает. Все улыбаются при встрече, спрашивают, как дела, подбадривают…
НУЖЕН МИЛЛИАРД
– Почему уже почти год
«Ладу» кормят только обещаниями начать стройку?
– Я в клубе с марта прошлого
года. За это время в Тольятти сменилось два руководителя АвтоВАЗа –
градообразующего предприятия, да еще и губернатор области. Раньше был один
проект дворца, теперь другой… Только недавно нам выделили земельный участок под
застройку. Проблема и в том, что лично я не являюсь стороной в трехстороннем
соглашении о строительстве арены. Я только бегаю, тороплю чиновников,
«пощипываю» людей в кабинетах. Уже прихожу к выводу, что было бы лучше, если бы
нас поставили перед фактом, предъявив жесткие и конкретные требования. Ведь как
у нас говорят в России: пока гром не грянет – мужик не перекрестится.
– Сколько стоит новая
арена?
– Сейчас с ростом цен на
стройматериалы и бетон дешевле чем за 1 миллиард рублей построить не удастся.
Проект арены – на шесть тысяч зрителей. Больше нам не надо. Хотелось бы и
зарабатывать в новом дворце, отбивая какую-то часть бюджета продажей
комфортабельных VIP-лож. Планируем возвести многофункциональный комплекс, где
можно проводить матчи почти по всем игровым видам спорта: футзалу, баскетболу,
волейболу, а также соревнования по керлингу, боксу, устраивать выставки и
концерты.
– Александр Викторович,
президент вашего клуба – губернатор Самарской области Владимир Артяков. Неужели
он не может повлиять на ситуацию?
– Он пытается, но пока, как
говорится, воз и ныне там. Нужно срочно решать вопрос с тендером на
строительство. Должна работать специальная комиссия. И собираться ей нужно не
раз в неделю, а ежедневно с восьми утра до пяти вечера.
СТРОЙКА С РАСКЛАДУШКАМИ
– Кто будет финансировать
строительство?
– Деньги есть. 150 миллионов
рублей выделены из бюджета области еще с прошлого года. Какая-то сумма есть и на
нынешний год. Этих средств с лихвой хватит, чтобы уже сейчас начать стройку и
получить отсрочку у руководителей новой лиги. Если миллиард рублей, требуемый
для возведения арены, разбить на два года, то получается не так уж и много.
Сейчас ищем инвестора, который добавил бы миллионов семьсот.
– Есть ли уже подрядчик?
– Нет. Я выступаю за то, чтобы
строила зарубежная компания с большим опытом. А набивать руки на столь серьезном
спортсооружении, как шеститысячник, на мой взгляд, чревато.
– Если представить худший
сценарий – высшую лигу – что ждет хоккей в Тольятти и не откажется ли АвтоВАЗ от
финансирования клуба?
– Не откажется, но срежет
финансирование – это точно. Это будет первый шаг в пропасть. Об этом даже думать
не хочу! Школа наша тогда сразу зачахнет. Сейчас со всей области талантливые
мальчишки к нам едут, а в «вышку» вылетим – все от нас побегут. Настоящий хоккей
потерять легко, а вернуть – во много крат труднее.
– Как вы сами расцениваете
шансы на то, что «Ладу» возьмут в новую лигу?
– То, что строить арену
начнем, уверен на сто процентов. В крайнем случае, сам расставлю своих людей с
раскладушками, но будем работать с утра до ночи и играть в элите. Все люди в
Тольятти заряжены только на это!
ГЛАВНЫЙ ТРЕНЕР «НЕФТЕХИМИКА» ГЕННАДИЙ
ЦЫГУРОВ: ДУША БОЛИТ ЗА ТОЛЬЯТТИ…
Своим становлением,
расцветом и звездным часом волжский клуб во многом обязан именно этому человеку
– Геннадию Цыгурову, подарившему Автограду два чемпионства и Кубок Европы.
Сейчас Геннадий Федорович работает в Нижнекамске, но душой и мыслями, как
признается сам, всегда в Тольятти…
— В 1990 году, когда я приехал
в Тольятти, команда прозябала в первой лиге, — вспоминает свое знакомство с
«Ладой» 65-летний патриарх отечественного хоккея. – Как любил тогда шутить
ставший впоследствии президентом клуба Константин Сахаров, «порой только
мы с женой на хоккей и ходим». Нужно было подниматься на новый уровень, в
элитный дивизион. Поэтому приняли кардинальное решение – освободить из команды
14 человек. На их место пригласили новых ребят из первой лиги. Из Уфы взяли
Толю Емелина, ставшего затем главной звездой и капитаном «Лады», брали
игроков из Омска, Усть-Каменогорска…
«НАС НОСИЛИ НА РУКАХ»
Задачу выполнили – в сентябре
1991-го дебютировали в высшей лиге (аналог сегодняшней суперлиги. – Прим.
ред.). Город стал жить хоккеем, местный дворец спорта «Волгарь» на каждом
матче был забит под завязку. Когда в 1994 году стали чемпионами – народ обалдел
от счастья. Нас на руках носили. И все благодаря чему? Тому, что нам помогали и
жили интересами клуба губернатор Самарской области Константин Титов,
гендиректор АвтоВАЗа Владимир Каданников, вице-президент АвтоВАЗа
Константин Сахаров, Алексей Николаев, сменивший затем Каданникова на
должности гендиректора завода. Эти люди каждый раз после работы шли на хоккей.
– В 1996 году мы вновь взяли
золото да еще и выиграли Кубок европейских чемпионов, – продолжает Цыгуров. –
Именно тогда я и предложил руководству города и завода перспективную программу
развития хоккея в Самарской области. И тогда в первый раз мы обсуждали с
Николаевым и Титовым вопрос о новом дворце. «Волгарь» устарел морально и
технически и не мог вместить всех желающих. Это было больше десяти лет назад!
Планы были грандиозными. Мы нашли земельный участок под дворец, даже опросили
жильцов 19-го и 20-го кварталов Тольятти, в районе которых предполагалась
застройка. Люди охотно согласились. В итоге все решили деньги и чьи-то интересы,
и вместо Дворца на этом месте построили развлекательный центр…
В 1998 году страну подкосил
дефолт, было уже не до арены. А в 2000 году я покинул команду.
— Благодаря чему «Лада»
смогла стать первой немосковской командой-чемпионом?
— В основном благодаря
руководителям. Они умели мыслить масштабно, а не местечково. Вот вам пример:
когда в Тольятти строили жилой район вокруг завода, у руководства АвтоВАЗа был
выбор, что строить – дворец культуры или дворец спорта. И руководитель ВАЗа
Поляков сказал: «Дворец культуры-то мы построим, а вот дворец спорта нас
люди заставят построить». Так и появился «Волгарь». Уже 30 лет вокруг него кипит
жизнь. Это любимое место горожан и молодежи. Здесь чествовали «Ладу», здесь
награждали лучших людей города, здесь назначали свидания…
ВНУКИ ИГРАЮТ ЗА «ЛАДУ»
— «Ладу» в последние лет
пять называют «золушкой», российского хоккея. За то, что, несмотря на скромный
бюджет, она всегда метит в призеры и предъявляет миру новых талантов из СДЮШОР.
В чем секрет?
— В коллективе. Очень уж он
хороший подобрался в свое время. В 2004 году на встрече, посвященной десятилетию
первого чемпионства «Лады», я сказал бывшим подопечным: «Мы победили потому, что
вы не на шабашку в Тольятти приехали, а насовсем». Не в пример нынешним
игрокам-волонтерам. Ведь большинство, кого я пригласил в 90-м, остались здесь
жить: я с сыном, Михалев, Тычкин, Безукладников,
Нестеров, Болсуновский, Емелин… Руководство АвтоВАЗа и города
понимало, что жизнь в Тольятти завязана только на хоккее.
Я удивляюсь, почему такая
могущественная область, как Самарская, не может построить «Ладе» новую арену?!
Почему Челябинская смогла, открыв суперарену в Магнитогорске и заканчивая
возведение современного Дворца в Челябинске для «Трактора», а мы – нет? Сколько
же можно тянуть время?
Я ведь раньше тренерскую
судьбу хотел на всю жизнь связать с Тольятти. Продвигал идею о возведении катков
в Новокуйбышевске, Самаре, Тольятти, других городах области. А как я создавал
школу? Сам приглашал детских тренеров. Сейчас же прихожу на стадион «Торпедо»,
где молодежь из тольяттинской СДЮШОР занимается, и чуть не плачу. Дети
тренируются в ужасных условиях – раздевалок на всех не хватает. Душа болит…
Я ведь так и осел в Тольятти,
хотя родом из Челябинска. Живу там. У меня старший внук за «Ладу» играет в
команде ребят 1997 года рождения. Младшему пять лет, а он уже на коньках бегает.
Я считаю, что сохранить команду и построить новый дворец – это святой долг
руководства завода, области и города.
ИСТОРИЯ ОБЕЩАНИЙ
«К РАБОТАМ ПРИСТУПИМ В ИЮНЕ… ЗА ГОД И
ВОСЕМЬ МЕСЯЦЕВ, ДУМАЮ, УПРАВИМСЯ»
Точкой отсчета
«дворцовой истории» «Лады» стало решение, принятое 26 февраля прошлого года на
совещании руководителей клубов и ФХР: «Нет арены – забудьте о суперлиге!».
Прошел почти год. Руководители клуба регулярно делали обнадеживающие заявления о
том, что стройка вот-вот начнется, но все их обещания
так и остались словами.
Вчера я встречался с
проектировщиками. Уже в апреле проект арены на 7000 мест будет готов. Дворец
дорогостоящий – примерная стоимость 33 миллиона евро. Главный на сегодня вопрос
– финансирование строительства. Губернатор в телеинтервью заверил, что в бюджете
области оно прописано отдельной строкой и что арену начнут возводить в этом
году.
Исполнительный директор ХК «Лады» Владимир Вдовин, 5
марта
Есть финская фирма,
которая специализируется на строительстве дворцов. Она возводит арену в
Магнитогорске. У этой компании имеются уже готовые проекты, купить один из них –
не проблема. Самое главное – деньги на стройку выделены. К работам приступим в
конце июня. За год и восемь месяцев, думаю, управимся.
Исполнительный директор ХК «Лада» Александр Чеботарев,
23 мая
3 октября гендиректор
финской строительной компании «Ханса-Строй» Кари Мелся встречался с
вице-президентом по оперативному управлению предприятиями ОАО «АвтоВАЗ» Виталием
Капустиным. Cтоимость проекта составит 28 млн. евро. Финансирование проекта
возьмут на себя в равных долях завод, город и область. Арена будет вмещать 6000
зрителей.
Исполнительный директор ХК «Лада» Александр Чеботарев,
6 октября
"Советский
спорт"
|